Хеджирование

Хеджирование – это определенные меры для страхования рисков, возникающих на рынках финансов. Другими словами это договор на покупку или продажу чего-либо по определенной цене в будущем, чтобы минимизировать риск от колебания цены на рынке. Таким образом, зная будущую цену субъекты могут застраховать себя от неожиданной динамики цены. Хеджерами называются субъекты которые страхуют или же сами страхуются от риска.

История возникновения хеджирования

В древней Японии все зависело от погодных условий. Таким образом выстраивалась как бы цепная реакция — от урожай напрямую зависел от погоды, от урожая – цены на продукцию, а именно на рис.
Тогда фермеры которые занимались выращиванием риса хотели иметь стабильность в завтрашнем дне и не зависеть от рыночной цены на рис, которую к сожалению невозможно было предсказать. Выходя из этого, мудрые японцы решили застраховать себя от рисков.
Таким образом, когда шла уборка урожая и фермер и клиент договаривались заранее о цене, независимо от того, какая ситуация будет в будущем.

И в тот момент когда урожай собран и устанавливается рыночная цена было 3 варианта ситуации:

1) Рыночная цена выше договоренной: фермер обязан продать продукцию по договоренной цене, и выигрывает от этой ситуации клиент.
2) Рыночная цена на рис ниже договоренной: фермер получает прибыль, что продает по цене дороже чем на рынке, но клиент недоволен и должен купить по оговоренной цене.
3) Рыночная цена равна договоренной.

На основании вышеизложенной истории будет уместно вспомнить главное правило инвестирования: чем больше риск, тем больше прибыль. Но тем самым уменьшая риск, мы уменьшаем нашу прибыль.
Таким образом, хеджируясь, мы экономим на прибыли, но защищаемся от убытков. Значит основная цель хеджирования это сокращение убытков, чем увеличение прибыли.

Виды хеджирования

• Обычное или чистое – направлено на избежание ценовых рисков при создании противоположных позиций на реальном рынке и фьючерсном.
• Арбитражное – тип хеджирования, когда учитываются затраты на хранение и направлено на получение выгоды из благоприятного изменения цены.
• Селективное – сделки по такому виду хеджирования отличаются по объему и времени заключения.
• Предвосхищающее – популярный тип хеджирования на рынке акций. Означает покупку фьючерсного контракта задолго до заключения сделки на реальном рынке.

Пример страхования от рисков со стороны продавца:

Компания добывает нефть, определенное количество тонн в месяц. Но предвидеть какая будет цена нефти через три месяца не может, у нее возникает предположение, что цена может значительно уменьшиться. Тогда, чтобы застраховать себя от будущих убытков, компания может начать продавать некоторое количество контрактов на бирже, или же заключать форвардные сделки.

То есть, в тот момент, когда цена существенно снизится, компания должна будет выбрать один из двух вариантов. В том случае если цена действительно снизится и оговоренная цена будет выше рыночной, тогда компания будет продавать нефть по цене дешевле планированной, и прибыль компенсируется от операций с производными ценными бумагами.

Но если компания сделает ошибку в прогнозе цен, и цена вырастет, соответственно тогда продукция будет продана дороже. Тем самым предприятие не получит ожидаемую прибыль, так как она будет компенсирована из-за убытков на рынке производных контрактов.
Компания считается застрахованной от рисков по изменению конъюнктуры, потому что получает именно то, что запланировала, независимо от изменений цен.

Пример, когда сделки страхует покупатель:

Заключая сделки, застраховать их можно также с помощью опционов и других инструментов. Например, инвестиционная компания владеет портфелем акций.

Ценные бумаги могут иметь такие виды рисков:

— Риск изменения экономической ситуации в целом;
— Риск финансового состояния самой компании.

Допустим если предвидится, что экономическая ситуация будет негативной, но при всем этом компании, которые входят в портфель показывают хорошие результаты, развиваются. Тогда хеджированию подлежат только те акции, которые относятся к экономике в целом, к фондовому рынку.
В итоге, при падении цены на фондовом рынке убыток будет компенсироваться от прибыли, которая получена от производных ценных бумаг.

Источники ценового риска

Для начала любая компания перед использованием хеджирования должна определить степень подверженности риску.
Компания считается подверженной риску, если выполняются следующие условия:

• Компания не имеет права сама устанавливать цены на исходную продукцию или услуги.
• Компания не может свободно устанавливать цену на выходную продукцию.
• Цены являются непостоянными на исходную или выходную продукцию.

Основные источники ценового риска

— Нереализованные запасы готовой продукции
— Будущий урожай
— Заключенные форвардные контракты.

Инструменты хеджирования

Хеджер и спекулянт используют одни инструменты, только используя по разному назначению. Хеджер страхует сделку с целью снижения ценового риска, тогда как спекулянт – осознанно принимает риск на себя, будучи уверенным в получении прибыли.

От формы организации торговли инструменты хеджирования бывают:

1) Внебиржевые – это форвардные контракты и товарные свопы. Сделки должны заключаться напрямую между клиентами или же при посредничестве дилера.
2) Биржевые – товарные фьючерсы и опционы. Сделки заключаются между Расчетной палатой биржи и контрагентом на биржах. Товары обязательно должны быть стандартизированы (нефть, газ, драгоценные металлы и продовольственные товары).

Внебиржевые инструменты хеджирования

Достоинством этих инструментов является внимание к требованиям конкретного клиента.

Недостатками есть низкая ликвидность этих инструментов, высокие накладные расходы, сложности в поиске контрагента, ограничения по размерам поставляемой партии, существование риска невыполнения обязательств контрагентами.

Биржевые инструменты хеджирования

Достоинства этих инструментов – высокая ликвидность рынка, высокая надежность сделки, низкие накладные расходы, доступность вести торговлю в любой точке планеты.

Недостатком является существование ограничений по типу товара, размеру партии и срокам поставки.

Стратегии хеджирования

Стратегия это совокупность инструментов и способов их применения для минимизации ценовых рисков.

Типы хеджирования – хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж покупателя – когда компания планирует купить товары и хочет уменьшить риск, связанный с ростом цены. Способом хеджирования в таком случае будет покупка фьючерсного контракта, покупка опциона «колл» или продажа опциона «пут».

Хедж продавца – когда при планировании покупки партии товара, компания желает уменьшить риск из-за возможности уменьшения цены. Способы – продажа фьючерсного контракта, покупка опциона «пут», продажа опциона «колл».

Другие инструменты хеджирования

Самым простым способом хеджирования можно назвать полное хеджирование единичной партии товара. Тогда хеджер открывает позицию, а срок выполнения фьючерсного контракта выбирается наиболее близким к дате реальной сделки. Закрывается позиция в момент заключения сделки на рынке «спот».
Когда нужно хеджировать долгосрочные сделки, используют «перекат». Тогда сначала открывают позицию по сделкам самым близким по срокам, и в том случае если ликвидность увеличивается по срокам доставки более поздним, позиции по ближним сделкам закрываются, а по дальним – открываются.
Хеджирование при непрерывном цикле производства. Тогда на рынке «спот» всегда присутствуют открытые позиции с разными сроками поставки. Для того чтобы проверить какой товар подходит для хеджирования позиции на товарном рынке, проводят дополнительный анализ.

Если объемы сбыта значительно изменяются при изменении цен, то наблюдается ситуация «недохеджирования» или «перехеджирования». В любом случае риск увеличивается. Тогда применяют динамическое хеджирование, когда анализируется соответствие размера срочной позиции на рынке.
Стоимость хеджирования

Целью хеджирования является минимизация риска потерь, а неполучение прибыли. То есть необходимо всегда оплачивать снижение ценовых рисков но, как правило, и нести затраты тоже.
Источниками издержек есть:

• При заключении сделки, хеджер передает свой риск другому контрагенту.
• Любая сделка требует расходов в плане разниц цен, и комиссионных платежей.
• С использованием инструментов «спот» необходимо понести затраты на гарантийный депозит, для обеспечения выполнения сделки участниками.
• Снятие с биржевого счета хеджера вариационной маржи, если фьючерсная цена движется в сторону позиций на рынке, и начисление на счет, если фьючерсная цена движется в обратную сторону.

Риски связанные с позицией, которая хеджируется

Полностью избавится от рисков невозможно. Главный риск хеджирования – это риск, связанный с изменением базисной цены. Базисный риск всегда сохраняется, потому что цены реального и срочного рынков не отличаются сильно, из-за арбитражных возможностей, которые сразу сводятся на нет.
Еще одним риском является системный риск, то есть риск, связанный с внезапными изменениями законодательной базы, введением новых ставок акциза, пошлины.

Основные принципы хеджирования

Программа хеджирования направлена на то чтобы трансформировать форму риска из неприемлемой в необходимую. Необходимо достичь оптимальное соотношение между стоимостью хеджирования и его преимуществами.
Также при составлении программы хеджирования нужно оценить возможные потери, которые можно получить, если отказаться от хеджирования. Тогда если потери незначительные, выгоды от хеджирования могут быть меньше, чем затраты на его осуществление, компания должна принять решение отказаться от хеджирования.
Также для контроля и управления процессом хеджирования программа учитывает разработку правил и процедур.

В чем преимущества хеджирования?

• Снижение ценового риска, обеспечение нормального функционирования финансового менеджмента за счет хеджирования валютных курсов и процентных ставок. Таким образом уменьшается динамика прибыли и существует возможность улучшения управления производственным процессом.
• Также грамотно построенная программа уменьшает не только риск, но и затраты на хеджирование. В итоге с помощью хеджирования увеличивается капитал и уменьшается стоимость средств, которые используются, стабилизируя доходы.
• Возможность привлечения кредитных ресурсов. Кредиты по захеджированным залогам даются по высокой ставке, тоже самое относится и к контрактам на поставку продукции.
Практические шаги:
• Определиться с торговой площадкой и срочный контракт, соответствующий ей по потребностям. Провести дополнительный анализ, чтобы найти такой контракт, который бы наиболее точно соответствовал динамике цен на реальный товар.
• Выбрать клиринговую кампанию, то есть ту, которая будет контролировать движение средств и давать гарантии на выполнение обязательств. Она должна иметь аккредитацию на бирже и биржевого брокера, с помощью которого будет выполняться торговые приказы.
• Заполнить формы и подписать договора на обслуживание.
• Открыть счет в выбранной клиринговой компании, с некой суммой денег, которая должна обеспечить гарантию выполнения обязательств по сделкам.
• Разработать стратегию хеджирования.
Хеджирование

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *